От неблагодарного отечества

Пятнадцать лет назад в Москве заседал I Съезд народных депутатов СССР. Это было в другой стране. Не только потому, что она была больше и называлась СССР. В ней жили другие люди. Это были мы сами, только на 15 лет моложе и не такие циничные, какими сделали нас прошедшие годы. В первые дни работы съезда и так без особого энтузиазма работавшие граждане, вообще прекратили всяческую трудовую деятельность. Либо смотрели по телевидению, либо слушали по радио трансляцию заседаний. А те, кто постарше, качая головами, жалели самых смелых депутатов - не простят им!


Пятнадцать лет назад армия жестоко разогнала тбилисскую демонстрацию. Президент ничего не знал, как и потом, когда стреляли в Вильнюсе, Баку... И тогда на трибуну поднялся человек в клетчатом пиджаке (мы не знали, что пиджак этот был у него единственным). Профессор Собчак возглавил комиссию по расследованию тбилисских событий. За 15 лет в России многое забылось. Но в Грузии помнят каждую минуту той ночи 9 апреля. Помнят и русского профессора в клетчатом пиджаке. Еще два года назад, еще при Шеварднадзе, памятник ему решили поставить в Тбилиси. Скульптуру заказали профессору высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной Анатолию Гордеевичу Деме, и она была создана. Однако события, происходившие в последнее время в Тбилиси, сделали эту тему не слишком актуальной. Впрочем, новый президент, Михаил Саакашвили, принял решение об установке памятника. Это было 26 марта, времени до годовщины трагедии почти не оставалось. За две недели привели в порядок сквер, установили постамент из красно-серого гранита, почти такого же, как гранит невских набережных. Скульптуру привезли в Тбилиси из Петербурга. 9 апреля 2004 года бюст Анатолия Собчака был открыт. Теперь он стоит рядом с памятником жертвам кровавого воскресенья - металлическим деревом, на каждом листочке которого написано имя погибшего. Недалеко от сквера теперь есть и улица Собчака. По какому-то мистическому совпадению именно на ней расположено посольство Франции, страны, в которой почти два года вынужден был жить Анатолий Александрович.


Через год после смерти своего учителя президент России подписал указ об увековечении памяти Анатолия Собчака. Однако решение это было тогдашним губернатором проигнорировано. Впрочем, в городе на Неве есть две мемориальных доски. Одна на доме, где жил бывший мэр, была открыта президентом, вторая - на здании юридического факультета, Дмитрием Медведевым, тоже бывшим студентом Анатолия Александровича. У профессора были хорошие ученики.


Профессор Собчак тоже был хорошим учеником. Он, проявив политическую волю, распорядился назвать площадь на Васильевском острове в честь Андрея Дмитриевича Сахарова, невзирая на запретительные инструкции, которые слали ему из Москвы. В память о депутате того же Первого Съезда Галине Старовойтовой мемориальную доску установили пока только в Воронеже, да и ту без разрешения городской администрации. Решение об увековечении памяти ее тоже существует, но пока лишь на бумаге. Это в России. А в Иерусалиме, Ереване и Нагорном Карабахе есть школы имени Старовойтовой.


Теперь в Тбилиси есть улица Собчака и памятник ему. Понятно, что нет пророков в своем отечестве, но все же, почему за границами отечества наших пророков оценивают по заслугам раньше, чем на родине?


Новостная лента
ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Статьи
Фотографии
Обратная связь