|
Шоколад из... гуталина
Так получилось, что автор этих строк двадцать лет назад увлекся фотографией. Вместе с другом-однокурсником колдовали над растворами, выставляли свет, осваивали тонкости фотопечати, забыв при этом об интегралах и прочих мудреных вещах, которые тем не менее приходилось сдавать каждую сессию в МИИТе. Институт мы с грехом пополам закончили, но наши интересы лежали далеко от железнодорожного транспорта. Довольно скоро мои фотографии с короткими текстами стали появляться в газетах, затем тексты становились все больше, а фотографий - все меньше. А друг мой - Дмитрий Галантерник - стал фотографом. Его картинки - на пакетах с соками и молоком, бутылках пива, коробках с конфетами... Подписи автора, естественно, там нет, иначе он стал бы одним из самых известных людей в стране. А вот о секретах ремесла с Димой поговорить было интересно.
- Когда мы смотрим на фотографию, все кажется очень красивым и естественным. Замечательная, плотная, белоснежная пена на кружке пива... Маслянистым потоком льющееся из фирменной бутылки виски пробирается меж ледяных кубиков... А как это все выглядит на самом деле? Неужели вместо виски используют рыбий жир, а вместо льда - стеклянные кубики?
- Все не так просто. В нашей стране в качестве виски используют именно виски. По бедности. Во всем мире при съемке пищевых продуктов давно уже используют муляжи. Недавно мне в руки попал слайд с рекламой известного ликера. В стаканчик со льдом льется струйка этого напитка. Я вначале был уверен, что автор все снял естественным образом. Но на рабочем слайде, на котором выкадровка еще не сделана, ясно видно, что струя ликера отлита из какого-то материала вроде пластмассы или резины и торчит из стакана.
- Лед тоже ненастоящий?
- Естественно. Скорее всего из акрила. Я тоже использую такого типа кубики. Кстати, акриловые "льдинки" стоят под сто долларов за штучку.
- Нашим фотомастерам тяжелее?
- Конечно. У нас попросту нет специалистов, которые могли бы изготовить что-то подобное. Приходится вечно что-то изобретать самому. Например, недавно мне надо было сфотографировать плитку шоколада, которая по замыслу художника из рекламной фирмы плавилась и растекалась на маленький натюрморт из фруктов и ягод. Мне привезли несколько плиток обычного серийного шоколада со всеми изъянами, раковинками, трещинками... Ягоды я купил на рынке, с этим тоже все понятно. Шоколад, само собой, плавится под осветительными приборами, но не так красиво, как хотелось бы. Пришлось работать с кремом для обуви. Выдавил из тюбиков, смешал, долго подбирал тон... Наконец добился того, что цвет совпал полностью. Добился, что-бы гуталин лег на фрукты красивыми волнами. Но на пленке шоколад и гуталин получились разного цвета. Видимо, отражающая способность разная.
- И что, пришлось по второму разу смешивать?
- Нет, сотрудники рекламного агентства вошли в положение, доработали, подкрасили на компьютере. Вообще-то сейчас есть набор для спецэффектов: "роса", "дождевые капли", "иней"...
- Когда-то, помню, ты делал "росу" из силикатного клея.
- Нет, из густого сиропа. Сейчас использую профессиональные материалы. Но дело ведь не только в них. Надо знать, где поставить каждую капельку, чтобы это было естественно. Конечно, большая часть той красоты, которую мы видим на картинках, особенно на работах западных мастеров, - это все искусственное.
- То есть такие красивые ягоды, фрукты, орехи, цветы в лучшем случае покрыты какой-то гадостью, а в худшем - просто ненастоящие?
- Как правило, они просто ненастоящие, причем не только они, но и упаковки.
- А упаковки-то тут при чем?
- Мои коллеги как-то снимали по заказу одной из наших табачных фабрик, так вот специально для этих съемок была заказана в Англии сигаретная пачка, так называемый "бьютипэк". Она точно такая же внешне, только в несколько раз больше, и краски на ней специально подобраны, чтобы цвета не искажать на пленке. Естественно, поскольку рисунок на "бьютипэк" наносится вручную, там нет и растровой сетки, которая доставляет столько хлопот при съемке. Пришла эта пачка в Москву, упакованная так, как не всякую прецизионную технику пакуют. Но и стоило это изделие больше трех тысяч фунтов. Наши же фотографы, как правило, работают со всем настоящим. Реальность такова, что обычно тебе говорят: иди в магазин, купи пачку сока (или плитку шоколада) и работай...
- Ты не боишься, что профессия твоя может рано или поздно отмереть? Зачем фотографировать, когда все можно изобразить на том же компьютере? Прямо как у Пелевина - оцифровать весь мир и засунуть в компьютер, а потом вытаскивать что-нибудь оттуда по мере надобности.
- Иногда мне кажется, что так и будет. Но у меня в портфолио лежат слайды, сделанные только фотографическим методом. Наверное, надо стыдиться того, что я не до конца встроился в наш компьютерный мир. Но даже на Западе работа фотографов востребована и с каждым годом стоит все дороже. Без профессионалов не обойтись.
- Есть какие-то секреты мастерства?
- Секреты мастерства или секреты технологии? Разница очень большая. Вот, например, одна из моих любимых работ - чашка с чаем. Технология съемки была мной подробно описана в одном из специализированных журналов, и коллеги иногда возмущались, многие считают, что "чайникам" не к чему знать наши маленькие хитрости. Но ведь технология - это даже не половина дела. Надо придумать композицию, идею снимка... Самый главный секрет - это любить свою работу, получать от нее удовольствие и иметь массу терпения, чтобы воплощать в жизнь то, что ты придумал. Так что все секреты, которые можно раскрыть, касаются именно технологии съемок.
- Кстати, а почему твоя чашка с чаем оказалась невостребованной?
- Ты знаешь, я ведь делал этот слайд для себя. Экспериментировал со светом, с материалами. Несколько дней придумывал, потом долго проводил саму съемку. Так получилось, что желтый цвет этикетки здесь подходил больше. Вообще, основная масса фотографий в моем портфолио - это работы, снятые не по заказу, а для себя.
- То есть фотография - это не только работа, но еще и хобби?
- Фотография - это моя жизнь. Я и в отпуск беру камеру, и на прогулки. Что-то из тех работ, что я делаю для себя, публикуется, но они совершенно не такие, как те, что я делаю для рекламы. Они непричесанные, абстрактные какие-то. Хотя долгая работа в рекламе дает о себе знать. Несмотря на всю непривычность этих работ, в них нет ничего лишнего. Все выверено, все расположено на своих местах. Даже когда это касается пейзажей.
|
|