СПИСОК БЕРЕЗОВСКОГО

Сторонники олигарха клянутся именем Сергея Юшенкова. Как соратники Сталина - именем Сергея Кирова

"Московские новости"


Недавно, уже после того как были задержаны предполагаемые убийцы Сергея Юшенкова, в некоторых изданиях промелькнуло упоминание об акции "Это - мой кандидат". Акция была придумана Юшенковым, но осуществлена уже после его убийства. Суть сводилась к тому, что любой желающий мог прислать список людей, которых бы он хотел видеть в будущей Думе.


И вот итоговый список акции составлен. У людей, ознакомившихся с ним, он оставляет весьма странное впечатление. И дело даже не в том, что в этом списке фигурируют имена, весьма далекие от политики - в конце концов, так и было задумано устроителями, чтобы люди выдвигали в свои кандидаты не только представителей политбомонда. Дело здесь совсем в другом.


По воспоминаниям Юлия Нисневича, друга Юшенкова и ответственного секретаря политсовета "Либеральной России", мысль об акции "Это - мой кандидат" родилась месяца через три после разрыва "ЛР" с Березовским: тогда было решено вывесить в Интернете соответствующий сайт.


На проведение опросов нужны были деньги. И весьма большие. По словам Юлия Нисневича, когда в марте Юшенков поехал в Лондон, он там встретился с Березовским.


- Как мне рассказывал сам Сергей, у них состоялся очень жесткий разговор. Стало понятно, что никаких дел с этим человеком иметь невозможно. Юшенков вернулся очень расстроенным. Нужно учесть, что Сережа не выносил конфликтов, старался по возможности уладить любые ссоры. Но после этой встречи он сказал, что раскол окончательный. Его сын Алексей правильно говорит, что отец после Лондона заболел. У него и правда головные боли были, вообще он очень плохо чувствовал себя.


- Но ведь люди рассказывают, что Юшенков с Березовским в Лондоне встретились как друзья и вели вполне конструктивный диалог...


- Нужно только понять, КАКИЕ люди это рассказывают. Мне, во всяком случае, Сергей сказал, что жалеет о том, что вообще поехал в Лондон, и о том, что эта встреча состоялась.


- Тем не менее деньги на акцию "Это - мой кандидат" нашлись?


- Там был еще Рыбкин. Насколько я понимаю, Иван Петрович убедил Юшенкова, что возьмет на себя финансовые расходы на акцию и сможет сделать ее по-настоящему массовой.


- Неужели Сергей Николаевич не догадывался, чьи деньги за этим стоят?


- Я думаю, что понимал. Но Иван Петрович неоднократно говорил, в том числе и при мне, что речь идет о пуле инвесторов из 5 - 6 человек. Фамилия Березовского при этом не произносилась. Вскоре после того, как подключился Иван Петрович со своими инвесторами, возник первый конфликт. Реклама, которую они подготовили, была просто неприемлема: какая-то лотерея, деньги, которые планировалось выплачивать участникам... Вскоре Березовский, не в силах дольше хранить инкогнито, стал публично заявлять, что это его акция, после чего принимать в ней участие стало просто неприлично. Хотя людей, откликнувшихся на акцию, вполне можно было бы рассматривать как своего рода фокус-группу.


- Что же происходит сейчас?


- После смерти Сергея мы передали Ивану Петровичу те 6100 писем, которые пришли на абонированный нами почтовый ящик. Даже не знаем, что с ними происходит сейчас.


* * *


Иван Петрович Рыбкин поведал корреспонденту "МН" свою версию событий:


- Юшенков мне давно рассказывал о своей идее. Мы встречались, играли в бильярд, обсуждали эти планы в присутствии многих политиков. Решили попробовать. В Интернете мы получили данные из 1200 компьютеров. Сергей с интересом смотрел списки. Потом решили обратиться к народу через газеты с призывом слать письма со своими предложениями.


- Но ведь на это нужны деньги. И немалые.


- Я знаю, что Сергей искал их, разговаривал со многими людьми. Потом подошел ко мне. Он сам назвал фамилию Березовского: "У нас же были хорошие отношения". Размышляли вслух, он сказал, что, может быть, стоит поехать, поговорить. Мы в марте поехали в Лондон, остановились в гостинице. Сергей встретился при мне с Борисом Березовским, они обнялись, поговорили, я тоже с ним поздоровался. Потом они уединились, разговаривали вдвоем, потом мы втроем разговаривали уже перед отъездом, часа два сидели в кафе. Договорились, что будем действовать вместе. Они настаивали, чтобы я был председателем наблюдательной комиссии акции, я дал согласие: мне импонировала горячность Сергея Николаевича. Решили платить по 200 рублей первым двумстам пятидесяти тысячам участникам акции. Продумали и премии для тех, кто угадает первую тройку, десятку и т.д. Всего получилось 53 миллиона долларов без накладных расходов.


- Что за пул спонсоров взялся финансировать мероприятие?


- Березовский сказал, что там семь человек, и он в том числе. Я не интересовался. Там есть люди, которые занимаются нефтью, газом, алкоголем, табаком... Спонсоры наняли рекламное агентство, PR-агентство. Нашли фирму, которая могла бы обработать письма. От имени спонсоров выступал Березовский. Ни копейки, ни цента в наших руках не было.


- Так деньги спонсоры выплатили?


- Нет. Мне сказали, что было подготовлено 310 тысяч долларов - с тем, чтобы передать одному из фондов для рассылки. Были они в одном из офисов Березовского. Оттуда их и забрали во время одного из обысков. Мы со своей стороны согласовали все с налоговыми органами, ведь с этих денег надо и налоги взять. Когда мы встречались с Борисом Абрамовичем недавно в Лондоне, он обещал заплатить участникам. Я, конечно, буду напоминать спонсорам, чтобы все оплатили.


- Все голоса учитывались, никого не вычеркнули?


- Было решено, что наблюдательная комиссия резервирует за собой право защититься от недобросовестных участников. Мало ли что напишут? Так это и произошло. Кое-кого убрали, наблюдательная комиссия оставила только представителей партий правого спектра...


* * *


Убрали, видимо, лихо. Иначе трудно объяснить состав первой десятки, оглашенной Рыбкиным на собрании сторонников "Либеральной России" (Б). Первое место отдано Сергею Юшенкову. Это трудно объяснить, поскольку убили Сергея Николаевича в самом начале акции. Но еще труднее объяснить второе место, занятое... самим Рыбкиным. Возможно, кто-то еще в России и может вспомнить политическую рекламу с бычком, олицетворяющим "левый центр", но чтобы до такой степени! Как пошутил один из видевших итоговые документы акции: "Рыбкин на втором месте? Это очень странно, если, конечно, исключить версию, что список писал сам Рыбкин".


Уже после политического тяжеловеса Рыбкина И. П. идут Григорий Явлинский, Светлана Сорокина и Ирина Хакамада. Немцов, Каспаров, Войнович, Шендерович и Березовский составляют следующую пятерку. Виктор Похмелкин в десятку не вошел. На 14-м месте - вовремя перебежавший к олигарху бывший председатель исполкома партии Хамид Дельмаев. Тоже, видимо, очень известный политик...


Опубликованы и фамилии людей, выигравших призы. Наш корреспондент, решивший поздравить с выигрышем москвичку Маю Леонидовну Барабаш, не смог отыскать ее по адресу, указанному в отчете об акции "Это - мой кандидат". Возможно, что и другие выигравшие столь же недоступны.


Между тем есть и интернет-рейтинг, с которого, собственно, и началась акция. Правда, в его составлении приняли участие не десять тысяч респондентов, а только две. Открывает список Виктор Шендерович, а первый политик - Сергей Ковалев - появляется там аж на двадцать четвертом месте. Рыбкин еле вошел в первую сотню с рейтингом раз в 15 ниже, чем у Шендеровича. Правда, и этот список оставляет ощущение того, что его "подкрутили" чьи-то умелые руки.


Впрочем, самое главное, что отчитавшийся о мероприятии на собрании сторонников лондонского олигарха Рыбкин, произнеся рядом имена инициатора акции Юшенкова и ее спонсора Бориса Березовского, постарался еще раз соединить их в сознании людей. Так же, как в 1934 году произносили рядом имена Сталина и Кирова.


Свое место в списке корреспонденту "МН" прокомментировал Виктор Шендерович:


- Конечно, я не буду принимать участия в выборах, поскольку депутатство - если не рассматривать его как путь к личному обогащению - это отдельная профессия. Я ею не владею. Что же до обогащения, то у меня другие источники дохода.


То, что я оказался между Войновичем и Березовским, на мой взгляд, отражает странность этого списка. Я не представляю себе этого застолья. Рыбкина с Березовским представляю. Я с Войновичем - тоже бывало, и со взаимным удовольствием. А вместе... как-то не склеивается.


Новостная лента
ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Статьи
Фотографии
Обратная связь