ОН ПИТЕРСКИЙ. ЭТО МНОГОЕ ОБЪЯСНЯЕТ

Григорий Алексеевич Томчин всегда улыбается. Единственная фотография, на которой у него серьезное лицо, наклеена в депутатском удостоверении. Сейчас, когда на носу выборы, имиджмейкеры советуют Томчину надеть очки и не улыбаться. «А то, -- говорят, -- лицо дурашливое». По-моему имиджмейкеры ни черта не понимают. Если следовать их логике, депутату надо еще вырасти сантиметров на двадцать, отрастить себе модную прическу, надеть шикарный костюм, сделать пластическую операцию и поменять фамилию. Стать, например, Григорием Алексеевичем Явлинским. Но один Явлинский в Думе уже есть. Так что пусть Томчин остается самим собой.



Дедушка Томчина брал Зимний дворец. Он хоть и с окраин империи, из Белоруссии, но грамотный был, а потому поручили описывать ему имущество Зимнего. Забегая вперед, заметим, что страсть описывать имущество передалась и внуку, которого в Петербурге называют «маленький гений большой приватизации» -- как-никак был заместителем руководителя Комитета по управлению городским имуществом, а сейчас в думе возглавляет комитет по экономической политике и предпринимательству.

После переворота Советская власть разрешила дедушке Якову взять себе квартиру в Волынском переулке – в двух шагах от Зимнего. Квартиру он выбрал, но второпях не обратил внимания ,что все ее окна выходили на глухую стену соседнего дома. Прежним обитателям квартиры шторы раздвигать было ни к чему - здесь располагался дом свиданий. Приватизацией бывшего борделя для нужд пролетариата и закончилось участие деда нашего героя в мировой революции. Он занялся частным предпринимательством, затем был поражен в правах, но не сел, умерев в почтенном возрасте скромным часовщиком.



У дедушкиного дома

***

Понедельник глава комитета по экономической политике и предпринимательству
проводит обычно в родном городе. Встает, завтракает и едет по делам.

9-30. Суд Калининского района. Обшарпанные стены, текущие швы, облупившаяся штукатурка, свисающая проводка. Беседа с судьями. Потом, по дороге в приемную, объясняет: «Мне надо, чтобы суды выглядели нормально. Чтобы нельзя было так просто, бросово купить суд как пачку сигарет. Ведь тот же суд, который вчера делил комод между двумя разводящимися супругами, завтра будет заодно делить целые отрасли экономики! Суммы исчисляются десятками, сотнями миллионов. А судья будет смотреть на человека, который выделит десять тысяч долларов на косметический ремонт, как на благодетеля».


***


К 11 часам приезжаем в депутатскую приемную. Там встреча с представителями института урбанистики по программе устойчивого развития города. Томчин настоящий петербуржец. Из тех, что влюблены в свой город. Учась в школе, где особое внимание уделялось техническим наукам, закончил курсы экскурсоводов в Эрмитаже. Брат питерского поэта, общался с богемой. Кстати, на одной из художественно-литературных тусовок познакомился со своей женой.

«Для меня в Питере нет закрытых дверей, кроме кабинета губернатора. Эта дверь закрыта с обеих сторон. Навсегда. Я не могу ему простить, что он не знает и не любит город. А он не может мне простить, что я это знаю».


***

Встреча с двумя изобретателями. Использование малой энергетики для решения проблем реформы ЖКХ. Новые котлы, работающие на альтернативном, местном топливе. Не газ и не уголь, а древесная стружка, торф. Ищут внедрение. Тут помогает то, что депутат – технарь. Он может сам оценить важность проектов, а более подробно анализируют проекты эксперты, которых хватает и в Москве и в Питере.
Кстати, Григорий Алексеевич – сын морского офицера, закончил «Корабелку», факультет морского оружия. После окончания института 20 лет отработал на «Рубине». «Строил самую совершенную технику в мире, работал с самыми сильными конструкторами». Оттуда и ушел в политику.

Встреча с профессором Шаповаловым по поводу экологически чистого бензина. Добавка спиртов к бензину вместо вредных присадок. «Это, помимо всего прочего, мой личный вклад в экологию».


***

13-00 Интервью по проблемам инвестиционного климата. Принятие в первом чтении нового закона о валютном регулировании. Весело замечает, что многие из депутатов так и не поняли, за что голосовали.

Никто не ожидал, что после отставки Глазьева комитет отдадут «прихватизатору».
Просто в один прекрасный день Григорию Алексеевичу позвонил Немцов и спросил, готов ли он возглавить этот комитет. Томчин думал недолго, поскольку вскоре ему позвонил лидер другой, правительственной, фракции и сказал, что поддержит это назначение. Это значило, что «добро» получено наверху. Григорий Томчин умеет договариваться со всеми. Или почти со всеми. Хорошее качество для руководителя столь важного комитета. Результатом этого назначения стало то, что комитет, из которого при Глазьеве почти не выходило готовых законов (кто бы стал принимать всерьез то, что там готовилось), начал печь их как горячие пирожки.


***

15-00 Встреча с одним из депутатов городского законодательного собрания, обсуждение проблем начала работы органа законодательной власти Петербурга.
Парламент делится на группы. Одна из них – это звездные депутаты, цель которых президентство. Их пять-десять. Их цель – президентство, лидерство в стране. Эта цель может быть досягаема, недосягаема, но все равно это политики этого уровня. Такой человек может быть Зюгановым, Жириновским, Явлинским, Немцовым. Может быть даже Райковым. Райков, правда немного недотягивает, но все же… Ни Жириновский, ни Явлинский, конечно никогда не будут президентами, но это все-таки премьерский уровень. Вторая группа политиков – их человек 30-35 – это профессиональные парламентарии. Те, кто согласовывает всю ткань законодательства. Это люди из разных фракций, разных комитетов, но они вместе выстраивают законодательное здание. Третьи – это заскамеечники. У них есть узкая направленность, узкая собственная ответственность. Это может быть лоббирование интересов какой-то финансовой или социальной группы. Им неважно остальное, они следят только за этим кусочком. Эти люди в Думе появляются редко, а могут и вообще туда не ходить.

Я себя отношу к профессиональным парламентариям. Плохой, хороший – это не мне судить, но той деятельностью, которой я занимаюсь, я занимаюсь профессионально.


***

18-00 Политсовет городской организации СПС. Основные темы: подготовка к выборам, прием в партию. «Знать бы мне для чего люди идут в партию». Тем не менее, приняли несколько десятков человек. Преобладают студенты, но есть и люди среднего возраста и даже пенсионеры.

Конец восьмидесятых, перестройка. Демократическая платформа в КПСС. Я создал на засекреченном «Рубине» организацию в 60 человек. Это было очень много по тем временам.

Меня не приняли в партию в институте. За то, что на институтской конференции мы, три секретаря по идеологии трех факультетов, катали в течение трех часов предложенного нам нового секретаря. Нам перед дипломом было уже на все плевать. Так вот, подавлять этот идеологический бунт приехала первый секретарь горкома комсомола Валентина Матвиенко. Нам потом эта история о-го-го как аукнулась. Не так давно я Валентине Ивановне эту эпопею напомнил. У нее сильный характер, она хорошо обучаемый человек. Я поддержу ее на выборах, если она будет бороться за губернаторский пост. Независимо от мнения нашей партии. Я завоевал себе право иметь собственное мнение без оглядки на партийных лидеров. Особенно здесь, в Петербурге.


***


Как говорят в Питере: «птенец гнезда Чубайса». Томчин этого не стесняется. «У меня личные и сложные отношения с Чубайсом», -- говорит он. Когда мы с Кохом были заместителями руководителя КУГИ, у нас были соревнования, кто крупнее завод приватизирует.

Все говорят, что с ним лучше ничего не считать. Он считает все заранее и неизвестно как. Но почему-то сходится. «Это счет у меня органичен. Он дает мне возможность делать анализ. Это заложено во мне».

В 1993 году на него напали в собственном подъезде. Вышел из квартиры, вызвал лифт, со мной туда забежали два парня. Спросили: «Вы Томчин?» и начали бить. Спасло то, что лифт маленький, а они здоровые, развернуться не могли. Ну и то, что в молодости спортом занимался. Вольной борьбой, дзюдо. Закрыться смог. После этого познакомился с лидерами почти всех местных преступных группировок. Они все отзвонились, отметились. Сказали: «Ты -- мысль, а мысль убивать нельзя».

Они когда-то все работали вместе. Одна команда. Путин – блестящий коммерческий переговорщик. То, что в начале девяностых в город пришли европейские инвестиции – на 80% его заслуга. Быстрая реакция, продавливание своей позиции, не обижающее оппонента. Президент знает, что я не приду к нему с вопросом какой-то финансовой группы, конкретного человека, именно поэтому я смогу к нему обратиться без посредников.

20 - 40 Дома. Семья это жена Надежда, кот Митька и такса Эся. Дочь Маша с мужем и внучкой живут в соседней квартире, но сегодня они тоже здесь. Дедушка сегодня уезжает в Москву и хочет поиграть с маленькой Ульяной.



Они и отдыхают вместе. Зимой в выходные ездят в пригород, где молодежь катается на сноуборде, а Григорий Алексеевич с Надеждой Константиновной гуляют с внучкой.

Кстати, депутат хорошо танцует. Любые танцы. Дочка тоже блестяще танцует. Занималась в ансамбле дома пионеров. Ее муж тоже учился танцевать. Почти профессионалы. Как-то мы отдыхали на Крите. В одной таверне работал чемпион Греции по сиртаки. По вечерам, конечно танцы и они привлекают в танец тех, кто отдыхает. И вот этот парень приглашает мою Машу, которая выдает с ними совершенно профессиональное сиртаки. Тогда они приглашают Тимофея, который начинает танцевать еще лучше. Каково же было удивление хозяев таверны, когда начал танцевать еще и папаша.


***




23-55. Красная стрела отходит от платформы Московского вокзала. Проводница приносит чай, и два чистых стакана и начинаются дорожные разговоры. Про приватизацию, думу, выборы... Рабочий день окончен.


Новостная лента
ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Статьи
Фотографии
Обратная связь