|
ОПЕРАЦИЯ "ЗАЛОЖНИК"
Все-таки замечательные в России Генеральные прокуроры. Один возбудил уголовное дело против резиновых кукол, после чего сам неожиданно для себя оказался за решеткой, другой так же внезапно стал кинозвездой, третий…
29 октября Генеральный прокурор России Владимир Устинов предложил депутатам радикально решить разом все проблемы борьбы с террором.
Метод, предложенный тучным мужчиной в прокурорском мундире, называется «контрзахват заложников». То есть, если какой-то басаев или гелаев совершают в России очередной теракт, наши профессионалы немедленно захватывают его родственников и… Вот тут и возникает у моих коллег множество вопросов. Самый главный из них: а что, собственно, делать с родней боевика? Расстрелять?
Есть и еще одна проблема. К сожалению, наши спецслужбы весьма нерасторопны, так что, может статься, родственники бандитов будут найдены и задержаны слишком поздно. Можно, кстати, вспомнить, как после бесланских событий видные силовики рассказывали об арабах и неграх, якобы принимавших участие в теракте. В Африку поедем, осуществлять контрзахват? Двое командированных уже в Катар съездили, до сих пор расхлебываем.
Я намеренно не касаюсь здесь морально-этических и правовых аспектов. Идея уподобиться бандитам и брать в заложники невинных людей настолько дика и гнусна, что многих, даже вполне лояльных депутатов повергла в шок. Вице-спикер Думы Любовь Слиска даже не пыталась скрыть своего возмущения, хотя большая часть зала встретила слова Устинова аплодисментами.
Хочется, однако, попытаться представить себе правоприменительную практику. Предположим, за какие-то финансовые нарушения задержали банкира. Задержать-то задержали, а доказать вину не могут. Не то следователи слабенькие, не то бухгалтерия у банкира была сильная. А сам он показаний не дает. И тут в голове следователя рождается предположение: а не отмывал ли банкир деньги по заказу самого Масхадова? Наверняка отмывал! А если так, то и сам он террорист. Тут же, по новому закону арестовываются старенькие банкирские родители, жена-певица, любовница-модель и сын от первого брака, приехавший на каникулы из Лондона. Банкир, конечно, расколется, как миленький. Все расскажет и про офшоры и про тайные счета, и про тех, кому взятки носил. На суде опытные адвокаты, конечно, отметут участие в террористической организации, но остальные-то обвинения останутся в силе! Это для «солидных» дел, а на уровне района, мальчишку, угнавшего старую машину, могут обвинить в том, что похитил он ее по заказу Басаева. Одноногий, дескать, собирался лично нашпиговать автомобиль взрывчаткой. А если так, то мальчишка влип и его родителям самое время паковать в спортивную сумку зубную щетку и чай. Не для ребенка, для себя.
Абсурд? Безусловно. Но разве сейчас не фальсифицируются уголовные дела по всей стране? Разве не был показан недавно по одному из ведущих телеканалов фильм, где весьма прозрачно намекали на связь руководства «Юкоса» с финансированием чеченских боевиков?
Понятно, что перед руководителями силовых структур ставятся сейчас определенные задачи, немыслимо сложные даже для людей с хорошей подготовкой. А решить задачу из высшей математики, с грехом пополам владея четырьмя действиями арифметики, просто невозможно, вот и приходится от собственного бессилия изобретать совершенно немыслимые методы.
В истории России ХХ века заложников брали большевики в Гражданскую войну. Гребли всех без разбора, главное, чтобы одежда была почище и лицо поинтеллигентнее. Набивали в камеру, как селедку в бочку, а потом всех скопом «в штаб к Духонину». Практиковалась подобная мера и двадцатью годами позже, немцами на оккупированных территориях, как способ борьбы с партизанами. Но об этом видному правоведу и автору нескольких книг даже напоминать неудобно. Может обидеться.
http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&issue=77&tek=2562&dirid=101
|
|